Знаете, кто для вашего ребенка может стать самым большим авторитетом? Тот, кто старше, но близок по возрасту, кто как бы стоит на следующей ступеньке. Для выпускника – двадцатилетний студент. Для подростка четырнадцати лет – десятиклассник. Для первоклашки – умудренный школьным опытом третьеклассник. А для трехлетки, недавно пришедшего в Монтессори-группу, это может быть и четырехлетний ребенок, знающий «всё о жизни» в детском саду и умеющий работать с материалом.
«Дети учат детей» — это настоящая «фишка» Монтессори-группы
Один из принципов Монтессори системы – разновозрастность. Мы так и называем наши группы: 1-3, 3-6, 6-9, по диапазону возрастов. В группе 3-6 дети на кругу поют песенку: «Можем старшими мы быть, можем младшими мы быть…» Это очень важный опыт, который дает только разновозрастное общение. Обычно родители трехлеток с энтузиазмом воспринимают тот факт, что их малыш будет в окружении старших детей, ему будут помогать, он будет брать пример… А родители пятилетних иногда проявляют недовольство: зачем это моему ребенку возиться с малышами? Чему он у них научится?
Учить другого – это для развития собственной речи и мышления очень полезная вещь. Я уж не говорю про эффект «пока объяснял – сам понял». Но еще важнее то, что называют «навыками 21 века» — развитие социального и эмоционального интеллекта. За этими понятиями, в красивой современной упаковке, скрываются вечные, практически библейские, истины. Основа человеческих взаимоотношений – уважение. Учись уважать другого человека и его границы. Умей благодарно принимать помощь и помогать другому, не ожидая благодарности. Сумей понять и разделить чувства другого. Умей работать сообща, в команде. Научись уступать и ждать очереди. Всю жизнь учись любить и прощать…
А пока наши замечательные дети успешно осваивают позицию старшего, показывая младшему работу с материалом. И бывает, что у них это получается результативнее, чем у взрослых. Чему мы только рады!