Вот посадил педагог детей в кружок на ковер и проводит беседу – это Монтессори? В помещении группы все игры, книги, игрушки стоят аккуратно по полочкам на своих местах, доступны детям – это Монтессори или нет?
Сформулируем коротко признаки Монтессори-группы:
- разновозрастность;
- Монтессори-среда;
- свободная работа;
- обученные Монтессори-педагоги;
- диагностика.
Все эти признаки являются НЕОБХОДИМЫМИ. Если хотя бы один из них не присутствует в группе – это НЕ Монтессори-группа.
Самое очевидное и понятное из этого перечня – Монтессори-среда. Ведь метод Монтессори еще называют «средовая педагогика». Кажется, что тут всё просто и встает лишь вопрос финансов. Закупили материалы – вот и среда. Можно купить несколько коробочек в Омске или Питере (фабрики, которые выпускают Монтессори-материалы) и без зазрения совести написать на вывеске своего центра «Монтессори».
На самом деле создание настоящей автодидактической среды – совсем не простое дело. В программе «Детский сад по системе Монтессори» она называется «специально подготовленная предметно-пространственная развивающая образовательная среда». Специально подготовленная, чтобы стать универсальной лабораторией Маленького Исследователя Большого Мира.
Дети, находясь в этом пространстве, могут самостоятельно действовать, выбирать, исследовать, учиться. Также могут узнавать новое и отрабатывать навыки, тренировать свою настойчивость, терпение, наблюдательность и приобретать социальный опыт. В такой среде дети успешно постигают алгоритм выполнения любой деятельности: выбор, подготовка, выполнение основного действия, контроль, уборка. И самое главное — даже не то, что ребенок овладел каким-либо навыком, важнее появляющееся чувство самостоятельности и автономности от взрослого, приобретение уверенности в собственных силах, чувства «я могу!».