Детство — эпоха Большого Упорядочения. Из хаоса ощущений, из пестроты и многоголосия окружающего мира — вычленить, определить, назвать. Соотнести с чувственным опытом, найти ассоциации, подвести под понятие. И так — постоянно, каждый день — делать этот мир понятнее, интереснее, ближе.
Один из инструментов классификации — сравнение. Но нельзя сравнивать между собой белое, высокое и кислое. Для сравнения (а в дальнейшем — классификации) нужно ОСНОВАНИЕ.
Маленькому ребёнку сложно сравнивать предметы по нескольким основаниям одновременно, поэтому в Монтессори-материале заложено правило ИЗОЛЯЦИИ ПРИЗНАКА.
Начиная работу с блоками цилиндров, ребёнок первым берёт блок В. В нем цилиндры визуально различаются по единственному параметру — это диаметр. В остальном они одинаковы: форма, высота, материал, цвет. Это даёт возможность малышу сосредоточиться на выполнении одной задачи — сравнение по толщине.
А дальше он научится находить соответствие «цилиндр — отверстие», т. е. ПОДБИРАТЬ ПАРУ. Почувствует тонкие различия в степени выраженности признака и освоит ПОСТРОЕНИЕ РЯДА. Затем с помощью педагога разберётся в СТЕПЕНЯХ СРАВНЕНИЯ: «толще, чем…», «самый толстый». И очень важно, что на этом непростом пути ребёнок имеет возможность работать с одним-единственным признаком предмета.
Так устроены «МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ АБСТРАКЦИИ» Монтессори.